С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема общения со сверстниками, преодоление чувства неуверенности, неловкости, страх перед обществом у этих ребят является наиболее острой.
Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки детей и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия. Поэтому, проанализировав сложившуюся ситуацию, возникла идея по созданию среды для преодоления социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сенсорную комнату можно разделить на 3 блока:
– Мягкая среда.
Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт, безопасность. Ее главной целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния, а также позволяет настроиться на близкую и дружественную обстановку. Мат напольный, помогает ребенку расслабиться, лечь, принять для него удобную позу. Пуфик — кресло мягко поддерживает тело, принимает его форму, хорошо подходит для отдыха, релаксации и наблюдения за Звездным небом и т. д.
– Зрительная и звуковая среда.
Спокойная музка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты де
йствуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие световые и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание и используются для зрительной и слуховой стимуляции, двигательной активности.
Зрительные ощущения стимулируют различные игры со светооптическими приборами такими, как пузрьковая колонна, панно «Звездное небо».
– Тактильная среда.
Тактильная среда позволяет ососвоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов, улучшает зрительно — моторную координацию. Для развития тактильной чувствительности и исследовательского интереса подходит фибро — волокно и «волшебная нить». Напольная сенсорная дорожка воздействует на рецепторы стопы, оказвает оздоровительный эффект.
Занятия в сенсорной комнате с помощью различных элементов создают ощущение комфорта и безопасности, способствуют установлению теплого контакта между инструктором и участниками группы, позволяет решить личные проблемы социального взаимодействия.